Традиционная ташкентская декоративная вышивка по составу очень разнообразна и богата. Постельный комплект, в который входили гулькурпа (буквально “вышитое одеяло”) и чойшаб (покрывало на подушки) были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. Предположительно слово чойшаб происходит от джой – место и шаб – ночь.
Данная вышивка П-образной композиции, образует прямоугольную арку с узким центральным полем. Одну из сторон чойшаба, которая приходилась на изножье новобрачных, оставляли невышитой. Как отмечают исследователи, это было связано с представлениями, что замкнутость могла помешать счастливой жизни молодых и повлечь за собой неспособность иметь потомство. Подобное можно встретить и в традиционных костюмах. Например, в южных регионах Узбекистана очень часто подол женских головных накидок по этой же причине не подшивали.
В декоре вышитых изделий постели новобрачных уделялось особое внимание, так как по представлениям местного населения считалось, что молодожены, будущие матери и дети наиболее уязвимы. Поэтому вышивки старались обильно украшать различными охранно-магическими узорами в виде амулета, жгучего перца, ножа и др. По словам мастериц, обилие перцев удваивает охранно-магическую функцию вышивки.
Государственный Музей Искусств Узбекистана (Ташкент)