Исторические сведения свидетельствуют о глубоких традициях резьбы по дереву на территории Узбекистана. К концу XIX- началу XX вв. ведущими центрами искусства резьбы по дереву были Хива, Самарканд, Ташкент, Коканд, Маргилан, Андижан, Фергана, Шахрисябз. Помимо архитектуры резьбой украшались и разнообразные бытовые изделия — декоративные столики, шкатулки, подставки для книг — лавх и другая утварь. Резчики по дереву использовали различные виды художественной обработки дереву: это контурная, бесфоновая, фоновая или с глубоким рельефом. Углубленная резьба придавала фактуре дерева особую выразительность и контрастное сочетание узора и фона, а при бесфоновой резьбе использовался трёхгранно-выемчатый узор. Сочетание этих приемов создавало ощущение игры света и тени при восприятии узорной поверхности резного дерева.
Своеобразной является резьба «паргори», получившая широкое применение в Ферганской долине. Это плоский узор, который незначительно выступает над неглубоко выбранным резцами фоном. Особую красоту этой резьбе придает разнообразие орнаментов – плавно вьющиеся растительные узоры «ислими» (бутоны, цветы, побеги, листья, стебли и др.), которые гармоничны соединены со строгим ритмом геометрических орнаментов.
Государственный музей истории и культуры Наманганской области