Традиции лоскутной мозаики занимают особое место в культурном наследии всех тюркских народов, в том числе и узбеков. По местным обычаям, в приданое будущей невесты обязательно клали изделия выполненные в технике курак (пэчворк): скатерти, покрывала, наволочки, настенные панно и др.
Раньше изделиям выполненных в технике курак приписывались магические свойства. Их считали оберегами, и поэтому из лоскутов шились вещи, которые использовались в такие периоды жизни, когда людям особенно требовались защита от сглаза, злых духов: на свадьбе, при рождении ребенка и т.д. Особое внимание уделялось цветовому подбору лоскутков. Мозаичные композиции чаще всего строились на контрастных цветах, что придавало декоративный характер изделию. Внутри композиции использовали черно-белые мотивы, которые ассоциировались с куз мунчоком – бусинами-оберегами от сглаза.
Кроме оберега курак имел определенное сакральное и символичное значение, связанное с благопожеланием, передачей гармонии и любви и семейного счастья, пожеланием иметь много детей. Важным значением так же считалось скрепление семьи и крепкие отношения между детьми.
Со временем появляются новые варианты изделий-кураков со смешанной техникой: лоскутная техника удачно стала соединяться с вышивкой. Все узоры в вышитых деталях выполняли функции оберега и благопожелания и назывались по разному – турна катор, туморча, кучкоршохи нусха, туя кузи и др.
Частная коллекция Мавлюды Хамдамовой