Обработка и выделка изделий из шерсти занимала ведущее место в художественном ремесле полукочевых узбеков. В южных регионах Узбекистана кигизы и сейчас можно встретить практически в каждом селе, каждом доме, где проживают кунграты. В юртах войлок применялся как для внешнего, так и для внутреннего убранства. У кунгратов так же, как у многих кочевых и полукочевых в прошлом племен Центральной Азии, существует несколько видов и технических приемов изготовления войлочных изделий. Один из них – это кыз-намат (девичья кошма). узорчатый войлок, составленный из отдельных кусков кошмы разных цветов и формы. Особенность техники данной свадебной кошмы заключается в сочетании техники кошмоваляния и ручной вышивки. Название «кыз намат» связано с тем, что этот войлочный ковер был неотъемлемой частью «сарпы» (приданое невесты).
Орнаменту на войлочных коврах данного типа присущи декоративность и сложность узора. При небольшом количестве узоров мастерицы смогли создать бесчисленное множество вариантов орнамента. Декор девичьей кошмы скорее всего отражает мировоззрение кочевых народов – в основном это стилизованные зооморфные мотивы, среди которых выделяется узор «кучқор шохи» — рога барана, «қурбақагул» – узор лягушки, а также различные геометрические фигуры – треугольники, ромбы, меандровые мотивы, вихревые свастики, солярные знаки, розетки, цветочные узоры и т.д.
Государственный музей истории культуры Узбекистана (Самарканд)