плакучая ива
Бухарские женщины в XIX–начале ХХ в. носили в основном накосную шапочку – калтапушак с золотым шитьем. Сверху набрасывали платок. На платок повязывали золотошвейную повязку – пешонабанд с золотым узором растительных и геометрических орнаментов, а поверх нее – шелковую затканную золотом косынку ридо.
Раппортная композиция данной налобной повязки состоит из узора мажнун-бед (плакучая ива . В народе много значений этого дерева. Ива – дерево печали, нежности, красоты. Дерево ивы также символизировало оживляющую силу природы. Название дерева Мажнун-тол берет свое начало от образа Меджнуна. Перед нами невольно возникает образ печального юноши, тоскующего по своей возлюбленной. Ива выступает здесь как символ любви, тоски и юности. Возможно именно поэтому и мастерицы, вышивая этот узор, пытались передать чувства, любовь хозяйки налобной повязки к своему возлюбленному.
Музей Декоративно-прикладного Искусства в Дворцовом Комплексе Ситораи Мохи-Хоса (Бухара)