Название «ой гилям» используют кунгратские мастерицы Кашкадарьинской области. Иногда в подписях к репродукциям ковров ой гилям используется термин «киз гилям» (девичий ковер), что может быть связано с тем, что он включен в сарпу (приданое невесты) и имеет сакральное значение в ритуале. Основу композиции центрального поля ковров ой гилям составляет узор ой-нусха в виде восьмигранного медальона с равносторонним крестом (кайкалак), который является универсальным мотивом в ковроткачестве тюркоязычных народов. Генезис этого орнамента восходит к ковроделию огузских племен, традиции которого нашли отражение в ковроткачестве туркмен.
С другой стороны, в коврах ой гилям воплощены традиции даштикипчакского ковроткачества узбекских родоплеменных групп, что нашло отражение в оформлении бордюров и окантовок основного поля композиции. Данный мотив у туркмен известен как гёль (озеро или цветок), турундж (розетка или цитрусовый плод), у узбеков калкан нуска (узор в виде щита). Киз гилямы представляют собой символическое воплощение исторического симбиоза и взаимодействия традиций двух основных потоков или линий тюркского ковроделия Центральной Азии.
Государственный музей истории культуры Узбекистана (Самарканд)