Все главные события в жизни человека — Рождение, Свадьба и Похороны – имели ритуальную и функциональную атрибутику. Циклическая повторяемость этих феноменов бытия обеспечивала преемственность и непрерывность жизни человечества. В этом символическом триптихе судьбы наиболее яркими, праздничными и радостными были Рождение и Свадьба. Символом новой жизни в мировоззренческой культуре и представлениях народов Средней Азии, в том числе и узбеков был Бешик – первое жилище ребенка. Узбеки придавали колыбели особое сакральное значение, передавая его из поколения в поколение.
Особое внимание уделялось покрывалу – бешикпуш (гаворапуш), так как считали, что оно уберегает младенца от сглаза, злых духов и тд. Поэтому старались украшать его яркой вышивкой, амулетами и др. Узоры на бешикпуше – также своеобразное отражение поэтичного восприятия мастерицей окружающей среды, отражение жизненного уклада, мечты о счастливой жизни и др. Поскольку Рождение всегда было связано с весельем, мастерицы старались показать на вышитых бешикпушах гостеприимство узбекского народа, изображая накрытый дастархан.
Частная коллекция Мавлюды Хамдамовой