• Все орнаменты
  • О проекте
  • Журнал
Фильтры
  • Русский
  • Узбекский
Вид
Регион
Цвета
Сбросить
Абровые ткани
Архитектурный декор
Вышивка
Головные уборы
Злотошвейное искусство
Керамика
Ковроделие
Кошмоваляние
Лоскутное шитьё
Набойка
Резьба по ганчу
Резьба по дереву
Резьба по камню
Резьба по мрамору
Роспись по дереву
Торевтика
Скрыть
Сбросить
Применить
Андижан
Байсун (Сурхандарья)
Бухара
Гиждуван
Гурумсарай
Джизак
Кашкадарья
Кашкадарья (Шахрисабз)
Китаб
Коканд
Маргилан
Наманган
Нурата
Пскент
Риштан
Самарканд
Сурхандарьинская область
Сурхандарья
Ташкент
Узбекистан
Ура-Тюбе
Ургут
Ферганская Долина
Шахрисабз
Шахрисабз (Карши)
Скрыть
Сбросить
Применить
А. Абдугафуров
Алишер Назиров
Бахтиёр Назиров
Бахшилло Джумаев
В. Инштатова
Джабборов Мазоир (Усто Мулло Зоир)
Иброхимжон Комилов
Исмоилжон Комилов
М. Гулямов
М. Гулямова
М. Тошбоев
Мавлюда Нарзуллаева
Мавлюда Хамдамова
Мадина Касымбаева
Музаффар Саидов
Н. Бозорова
Н. Нам, М. Кучкарова
Нурмухаммад Валиев
Расулжон Мирзаахмедов
Рустам Усманов
Фазлиддин Дададжонов
Шарофиддин Юсупов
Скрыть
Сбросить
Применить
Скрыть
Сбросить
Применить

"Рафидагуль"

Вид
Вышивка
Регион
Самарканд
Цвета

Традиционная декоративная вышивка Самарканда по составу была очень разнообразной. Постельный комплект, в который входили «руиджо»(простыня на постель новобрачных) и «болинпуш» (покрывало на подушки) были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. Декору вышитых изделий постели новобрачных уделялось особое внимание, который был либо благопожелательного характера, либо выполнял охранно-магическую функцию.

Колорит самаркандских изделий отличался интенсивным и строгим цветовым решением. Одна из популярных вариантов вышитых изделий – композиция с мотивом «чор-чирог». Название мотива чор-чирог происходит от четырехфитильной масляной лампы, которые долгое время использовалась в быту местного населения. Многие исследователи связывают изображение чор-чирог с зороастризмом, с культом огня, символизирующий священный огонь. Со временем вышивка с таким мотивом приобрела охранное значение и стала неотъемлемым атрибутом в свадебных обрядах.

Цветочный орнамент использованный в декоре руиджо со своеобразным названием «рафида» или «рафидагуль», обозначал подушку, надеваемую на руку при изготовлении лепешек в тандыре. Изначально, узор назывался по-другому, но со временем приобрел новое значение, связанное с ассоциацией мастериц схожестью узора с каким-либо предметом.

Использование в некоторых частях композиции узора «калампирнусха» (перчик) добавлял вышивке охранно-магическую силу, так как по местному суеверию, жгучий перчик оберегал семью от злых духов и сглаза.

Болинпуш

Болинпуш

Государственный музей истории культуры Узбекистана (Самарканд)

"Рафидагуль"

Бесплатное использование по лицензии Ornaments

"Рафидагуль"

Бесплатное использование по лицензии Ornaments
Ссылка скопирована
Скачать
Мокап (PSD) Векторный файл (EPS) Фотографии (PNG) Загрузить все файлы

Короткий путь к другим орнаментам

Название орнамента утеряно

Риштан

Цветочная Розетка

Пскент

Чоргуль

Риштан

Цветочная розетка

Ферганская Долина

Название орнамента утеряно

Кашкадарья

Вернуться назад
  • О проекте
  • Журнал
  • Instagram
© 2025 Ornaments, ATB “TBC Bank”. Все права защищены.
  • www.tbcbank.uz
  • contact@tbcbank.uz
  • +998 78 777 2727