Традиционная декоративная вышивка Самарканда по составу была очень разнообразной. Постельный комплект, в который входили «руиджо»(простыня на постель новобрачных) и «болинпуш» (покрывало на подушки) были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. Декору вышитых изделий постели новобрачных уделялось особое внимание, который был либо благопожелательного характера, либо выполнял охранно-магическую функцию.
Колорит самаркандских изделий отличался интенсивным и строгим цветовым решением. Одна из популярных вариантов вышитых изделий – композиция с мотивом «чор-чирог». Название мотива чор-чирог происходит от четырехфитильной масляной лампы, которые долгое время использовалась в быту местного населения. Многие исследователи связывают изображение чор-чирог с зороастризмом, с культом огня, символизирующий священный огонь. Со временем вышивка с таким мотивом приобрела охранное значение и стала неотъемлемым атрибутом в свадебных обрядах.
Цветочный орнамент использованный в декоре руиджо со своеобразным названием «рафида» или «рафидагуль», обозначал подушку, надеваемую на руку при изготовлении лепешек в тандыре. Изначально, узор назывался по-другому, но со временем приобрел новое значение, связанное с ассоциацией мастериц схожестью узора с каким-либо предметом.
Использование в некоторых частях композиции узора «калампирнусха» (перчик) добавлял вышивке охранно-магическую силу, так как по местному суеверию, жгучий перчик оберегал семью от злых духов и сглаза.
Государственный музей истории культуры Узбекистана (Самарканд)