Орнаментально-изобразительная система, которой пользуются современные мастера росписи по дереву и ганчу, сложилась еще в давние времена. Несмотря на ограниченное количество растительных (ислими) и геометрических (гирих) элементов, композиции поражают своеобразием и большим разнообразием мотивов, что достигается особой комбинацией элементов, наплывом одного орнамента на другой, меняющейся расцветкой фона, оригинальной трактовкой деталей.
Наиболее распространенный мотив узбекской орнаментальной росписи – растительный узор ислими. Его основу составляют мотивы вьюнка и спиралевидные стебли растений. В росписи по дереву и ганчу применяются такие разновидности ислими, как ислими михраб, ислими гюль, ислими патнис. Это различие ислими определяет и разнообразие медальонов: четырехугольные, напоминающие поднос — патнис, фигурные — турундж, мелкие, мозаичного типа – кошин. Орнаментальная роспись Узбекистана завораживает не только искусным мастерством построения орнамента, но и гармонией цветовых сочетаний, которая достигается соблюдением закона дополнительных цветов и строгой ритмичностью их повторов.
Характерная черта орнаментальной росписи Узбекистана – отсутствие перехода одного тона в другой, где в основном используются контрастные цветовые сочетания. Впечатление гармоничности в узбекской орнаментальной росписи достигается своеобразной компоновкой крупных и мелких узоров, контурным подведением смежных цветов, контрастным сопоставлением фона и орнаментального декора.
Государственный музей истории и культуры Наманганской области