Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское прикладное искусство, особое место занимает ручная вышивка. Вышивка широко применялась в организации предметного пространства народного жилища. Она во многом определяла характер узбекского интерьера, для которого типична многоцветная палитра. Популярность узбекской вышивки объясняется не только местом, занимаемым ею в убранстве дома, но и сложившимися обычаями и обрядами. Вышитые изделия в обязательном порядке входили в приданое невесты и поэтому мать готовила их с раннего возраста девочки. Сузани обычно вышивалась группой молодых девушек или женщин – чевар по заранее приготовленному искусными мастерицами чизмакаш рисунку.
Вышивка каждого центра обладала локальными особенностями. Шахрисабзская вышивка отличается многогранностью узоров, сочетания красок, обусловленной самой природой региона. Красота и пышность растительности окружающей местности, народное мировоззрение в полной мере отразились и в вышитых изделиях шахрисабсзких мастериц.
В данной вышивке можно увидеть симбиоз образа райского сада – парадиза (центральное поле) в виде «древа», цветочных узоров и зороастрийского символа огня – мотива «чор-чирог» (четырехфитильная лампа).
Частная коллекция Мадины Касымбаевой