Вышивка во многом определяла характер узбекского интерьера, для которого типична многоцветная палитра. Популярность узбекской вышивки объясняется не только местом, занимаемым ею в убранстве дома, но и сложившимися обычаями и обрядами. Постельный комплект, в который входили чойшаб или джойпуш (простыня на постель новобрачных) и болинпуш или такияпуш (покрывало на подушки) были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. Чойшаб – изначально выполняла функцию свадебной простыни и со временем стала завесой для стен и ниш.
В вышивке Ферганской долины используются композиции со свободно расположенными кустообразными узорами на цветном фоне. Причем фон вышивок чаще остается свободным, не заполненным деталями орнамента, благодаря чему композиция обретает графичность и узоры в ней кажутся очень изящными.
Цветочные розетки – излюбленные мотивы ферганских мастериц, они чаще всего символизировали плодородие, счастье, весеннее пробуждение. Помимо благопожелательной функции, выполняли также и охранно-магическую функцию. Об этом можно судить по узорам каламфур (перчик), изображение которого, по мнению мастериц обладал магической силой отпугивать духов – джинов, албасти и др.
Ферганский областной краеведческий музей