гранатовое дерево
Сузани каждого центра обладает локальными особенностями. Среди мастериц Нураты особой популярностью пользуется вариант композиции як моху — чор шох (четыре ветки — одна луна). Эта композиция представляет собой изображение в центре поля солярного или звездчатого мотива, а по углам вышивается орнамент в виде цветочных кустов или букетов. Иногда нуратинские мастерицы вводят в неприметных местах композиции: стилизованные изображения птиц, животных, человека или бытовых предметов, называя их общим словом “сурат” — рисунок. Именно так представляли себе мастерицы райские сады – парадиз, прототипом для которых служили реальные сады знати.
Одним из излюбленных мотивов среди узбекских мастериц-вышивальщиц является узор граната. Среди местного населения гранат издревле трактовался как символ жизни, изобилия, плодородия и любви. Изображение граната засвидетельствовано на многих ранних памятниках искусства, например, атрибутом Анахиты, среднеазиатской богини-матери, божества плодородия, источником жизни которого был плод граната, поражающий обилием своих семян.
Один и тот же орнаментальный мотив, в данном случае узор граната, трактованный каждой мастерицей индивидуально, мог совершенно по-разному выглядеть в общем строе вышитого изделия, придавать ему умиротворенность, спокойствие, строгость или бурное движение, динамичность.
Музей Декоративно-прикладного Искусства в Дворцовом Комплексе Ситораи Мохи-Хоса (Бухара)