Традиционная ташкентская декоративная вышивка по составу очень разнообразна и богата. Постельный комплект, в который входили гулькурпа (буквально “вышитое одеяло”) и чойшаб (покрывало на подушки) были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. Предположительно, слово “чойшаб” происходит от “джой” – место и “шаб” – ночь.
Данная вышивка П-образной композиции образует прямоугольную арку с узким центральным полем. Одну из сторон чойшаба, которая приходилась на изножье новобрачных, оставляли невышитой. Как отмечают исследователи, это было связано с представлениями, что замкнутость могла помешать счастливой жизни молодых и повлечь за собой неспособность иметь потомство. Подобное можно встретить и в традиционных костюмах. Например, в южных регионах Узбекистана очень часто подол женских головных накидок по этой же причине не подшивали.
Декору вышитых изделий постели новобрачных уделялось особое внимание, так как по представлениям местного населения считалось, что молодожены, будущие матери и дети наиболее уязвимы. Поэтому вышивки старались обильно украшать различными охранно-магическими узорами в виде амулета, жгучего перца, ножа и др. По словам мастериц, обилие перцев удваивает охранно-магическую функцию вышивки.
Государственный Музей Искусств Узбекистана (Ташкент)