ирис
Сузани каждого центра обладает локальными особенностями. Среди мастериц Нураты особой популярностью пользуется вариант композиции як моху — чор шох (четыре ветки — одна луна). Эта композиция представляет собой изображение в центре поля солярного или звездчатого мотива, а по углам вышивается орнамент в виде цветочных кустов или букетов. Иногда нуратинские мастерицы вводят в неприметных местах композиции: стилизованные изображения птиц, животных, человека или бытовых предметов, называя их общим словом “сурат” — рисунок. Именно так представляли себе мастерицы райские сады – парадиз, прототипом для которых служили реальные сады знати.
Ирис в исламской культуре издревле считался цветком, наделенным символическим смыслом. Красиво тянущиеся вверх три лепестка, сочетающиеся в чашечке с другими вогнутыми лепестками, символизировали понятие «единства противоположностей». Но со временем мотив ириса, как и многие узоры, теряет свою символику, превращаясь в обычный декоративный куст, воспевающий красоту земных садов.
Музей Декоративно-прикладного Искусства в Дворцовом Комплексе Ситораи Мохи-Хоса (Бухара)