(ирис)
Сузани каждого центра обладает локальными особенностями. Среди мастериц Нураты особой популярностью пользуется вариант композиции як моху — чоршох (четыре ветки — одна луна). Эта композиция представляет собой изображение в центре поля солярного или звездчатого мотива, а по углам вышивается орнамент в виде цветочных кустов или букетов. Иногда нуратинские мастерицы вводят в неприметных местах композиции стилизованные изображения птиц, животных, человека или бытовых предметов, называя их общим словом сурат — рисунок. Именно так представляли себе мастерицы райские сады – парадиз, прототипом для которых служили реальные сады знати.
Ирис в исламской культуре издревле считался цветком, наделенным символического смысла. Красиво тянущиеся вверх три лепестка и сочетающиеся в чашечке с другими изогнутыми вниз лепестками, символизировали понятие «единства противоположностей». Но со временем мотив ириса, как и многие узоры, теряет свою символику, превращаясь в обычный декоративный куст воспевающий красоту земных садов.
Государственный музей искусств Узбекистана