Узбекистан издревле богат разнообразными орнаментальными росписями, от простейших до самых сложных композиций. В XIX – начале ХХ вв. складываются локальные архитектурно-художественные школы, которые отличались одна от другой оригинальными объемно-планировочными композициями и декором. К этому периоду основными центрами орнаментальной росписи Узбекистана были города Ферганской долины, а также Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент.
Несмотря на ограниченное количество растительных (ислими) и геометрических (гирих) элементов, композиции поражают своеобразием и большим разнообразием мотивов, что достигается особой комбинацией элементов, наплывом одного орнамента на другой, меняющейся расцветкой фона, оригинальной трактовкой деталей. Наиболее распространенный мотив узбекской орнаментальной росписи – растительный узор ислими. Его основу составляют мотивы вьюнка и спиралевидные стебли растений. В росписи по дереву и ганчу применяются такие разновидности ислими, как ислими михраб, ислими гюль, ислими патнис. Это различие ислими определяет и разнообразие медальонов: четырехугольные, напоминающие поднос — патнис, фигурные — турундж, мелкие, мозаичного типа – кошин.
Орнаментальная роспись Узбекистана завораживает не только искусным мастерством построения орнамента, но и гармонией цветовых сочетаний, которая достигается соблюдением закона дополнительных цветов и строгой ритмичностью их повторов. Характерная черта орнаментальной росписи Узбекистана – отсутствие перехода одного тона в другой, где в основном используются контрастные цветовые сочетания.
Излюбленный приём мастеров Ферганской долины – изображение на отдельных медальонах растительный рисунок в фигурных обрамлениях, выполненных ярко красными и зелеными красками. Данный фрагмент является частью потолочной росписи медресе Саида Ахмада-ходжа (ныне Центр развития ремесленничества) в Маргилане.
Маргиланский центр развития ремесленничества