Репертуар изделий вышивки Ферганской долины разнообразен. Одним из таких своеобразных видов считается гулькурпа (букв. цветочное одеяло), использовавшаяся покрывалом на одеяло новобрачных, позже настенным декором интерьера их комнаты. Общеизвестно, что вышивки играли большую роль в свадебных обрядах узбеков. В Ферганской долине и Ташкенте гулькурпа была неотъемлемым атрибутом брачного ложа.
В вышивке Ферганской долины используются композиции со свободно расположенными кустообразными узорами на цветном фоне. Причем фон вышивок чаще остается свободным, не заполненным деталями орнамента, благодаря чему композиция обретает графичность и узоры в ней кажутся очень изящными. В представленной композиции можно увидеть стандартный декор гулькурпы – крупную цветочную розетку по центру и отходящих к углам поля четырех кустов с цветами. Мастерицы верили, что эти орнаменты обеспечивали магическую защиту молодожёнам. Использование цветочных кустов является характерным для орнаментальных мотивов ферганских и ташкентских вышивок. В данном случае, мы видим куст с цветами и узором «каламфур нусха» (стручковый перец) и «анор гули» (узор граната). По мнению местного населения, жгучие перчики, или букеты из них, обладали магической силой отпугивать духов – джинов, албасти и др. До сих пор в некоторых традиционных узбекских семьях сохранился обычай вешать у порога, или в углу гирлянды из перчиков. А любимый всеми мастерицами узор граната трактовался как символ жизни, изобилия, плодородия и любви.
Государственный музей искусств Узбекистана