подушечка для тандыра, используемая хлебопекарями
Колорит самаркандских изделий отличался интенсивным и строгим цветовым решением. В данной композиции сузани мы видим крупный цветочный орнамент со своеобразным названием «рафида» (подушку), надеваемую на руку при изготовлении лепешек в тандыре. Такие названия были связаны с ассоциациями мастериц, которым узоры напоминали определенные предметы.
Один из популярных мотивов «чор-чирог». Название мотива чор-чирог происходит от четырехфитильной масляной лампы, которая долгое время использовалась в быту местного населения. Многие исследователи связывают изображение чор-чирог с культом огня. Со временем вышивка с таким мотивом приобрела охранное значение и стала неотъемлемым атрибутом в свадебных обрядах.
В самаркандских сузани, подобно джизакским, особое внимание уделялось крупным розеткам в обрамлении декоративного венка. Первоначальное значение узоров вышивок с данной композицией – лола (тюльпан) – давно забыто так же, как и вихревых элементов – завитки вокруг розеток, выполнявшие охранную функцию.
Государственный Музей Истории Культуры Узбекистана (Самарканд)