О том, что керамика является одним из наиболее древних и высокоразвитых видов узбекского прикладного искусства, свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Узбекистана. За несколько столетий сформировались основные школы керамики Узбекистана, среди которых выделяются три главные: ферганская — с центрами в Риштане, Гурумсарае, Андижане и Коканде, самаркандско-бухарская — с центрами в Самарканде, Шахрисабзе, Бухаре, Гиждуване, Ургуте и Каттакургане, а также хорезмская — с центрами в Хиве, Каттабоге и Чимбае. К числу традиционных центров керамического производства, действующих поныне, относятся Риштан, Гиждуван, Хива, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Касби, Ургут и Ташкент. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имеет локальные особенности форм, орнаментального декора и колорита.
Керамика мастеров Гурумсарая грубовата по черепку, но привлекает внимание монументальностью узорных композиций и характером каймовых узоров, выполненных в технике зеркального орнамента. Когда рассматривается декор голубого цвета на гурумсарайских блюдах, его фоном становятся мотивы белого цвета, а когда внимание сосредоточивается на белых узорах, голубой цвет незаметно превращается в фоновый орнамент.
Государственный музей истории и культуры Наманганской области