(амулет)
С обретением Узбекистаном независимости начинается новая страница в истории национального шелкоткачества. Узбекские мастера-ткачи ставят перед собой задачу возродить лучшие традиции изготовления узбекских абровых тканей. Благодаря предпринятым усилиям в начале 90-х годов XX века были восстановлены рецепты изготовления растительных красителей, возрождена технология производства многих старинных видов тканей, творчески обогащены орнаментальные мотивы шелкоткачества прошлых веков.
В Узбекистане абровые ткани изготавливаются как исключительно из шелковых нитей — тонкие ткани шои (шелковый икат), так и способом смешивания шелковых и хлопковых нитей, когда шелк составляет основу, а уточные нити хлопчатобумажные (полушелковый икат). Это так называемые адрасные абровые ткани или как на Западе принято называть – икат.
Узоры на тканях в основном состоят из растительных, зооморфных и предметных орнаментов. Иногда применяют и антропоморфные орнаменты. Растительные мотивы — это листья в форме пальметт, различные цветы, миндаль, гранаты, яблоко и т. д. Предметные орнаменты состоят из изображений гребня, светильника, ножа, вазы, монеты и т. п. Зооморфные мотивы — в виде стилизованных изображений частей тела животных, птиц и пресмыкающихся: «кучкор шохи» — бараньи рога, «чаёнгул» — узор скорпиона, «капалак нусха» — узор бабочки и т. д.
Один из мастеров в четвертом поколении – усто Нурмухаммад Валиев, который вместе с сыновьями наладил производство своих прадедов. В своем творчестве он старается совместить традиции с современностью. Например, при создании тканей он любит экспериментировать: сочетать шелк с овечьей шерстью, хлопок с шерстью. Особенностью его творчества являются комбинированные ткани – часть с орнаментом, часть однотонная.
Мастерская Нурмухаммада Валиева