павлин
Среди мастериц Нураты особой популярностью пользуется вариант композиции як моху — чоршох (четыре ветки — одна луна). Эта композиция представляет собой изображение в центре поля солярного или звездчатого мотива, а по углам вышивается орнамент в виде цветочных кустов или букетов. Иногда нуратинские мастерицы вводят в неприметных местах композиции: стилизованные изображения птиц, животных, человека или бытовых предметов, называя их общим словом “сурат” — рисунок. Именно так представляли себе мастерицы райские сады – парадиз, прототипом которых служили реальные сады знати.
Изображение птиц на вышивке, как и в других видах узбекского народного декоративно-прикладного искусства, считалось символом счастья. “Это метафора, в которой выражены радость, счастье, свет, любовь, весь мир поэтических иносказаний”, — отмечают некоторые исследователи.
Государственный Музей Искусств Узбекистана (Ташкент)