Каждый из нас по-своему понимает национальное наследие.
Каждый из нас по-своему понимает национальное наследие. Для туристов – это архитектура древнего государства, для деловых гостей – это колорит и самобытность, а для большинства граждан – это обычаи и традиции.
Жители Узбекистана с детства живут в особой среде, где яркие краски привычны, а разнообразие узоров поражает воображение. Здесь повсюду царит орнамент.
Его можно увидеть повсеместно: в интерьерах, в узорах памятников архитектуры, в оформлении посуды, одежды, постельного белья.
В культуре Центральной Азии важное значение имеют вышитые иглой покрывала. Девушка, достигшая четырнадцати лет, начинает вышивать большой двухметровый сюзане ко дню своей свадьбы. Свадебное узбекское покрывало называется «гулькурпа» и его декорируют цветущим садом. Один завиток должен всегда оставаться незаконченным, чтобы в роду было кому продолжить вышивку.
Однако вышитые узоры отличаются своими особенностями в разных областях Узбекистана. Например, в Самарканде проглядывается согдийская малиновая розетка в окружении колец из листьев, а узор бухарских сюзане из вихревых розеток напоминает древние покрывала Согды с солярными знаками, где всё поле воспринимается как мироздание.
Если вы хотите увидеть нечто особенное, то обратите внимание на яркий ромбовидный орнамент хан-атласа, который вы не сможете выкинуть из головы или с чем-то спутать.
В национальном орнаменте заключен творческий союз религии и культуры, которые создают магический смысл, отражающий течение человеческой жизни.
Сегодня, классическим узором орнамента является пышный цветущий сад. Благоухающие и яркие цветы благодаря мастерству и фантазии народных художниц перешли из садов и степей на полотно.
Любой цветок имеет своё значение: полевым васильком обозначают молодого мужчину, алым маком – юную девушку, роза символизирует мир и красоту, а тюльпан – невинность и чистоту.
Каждый завиток на орнаменте несет в себе смысл. В далёкие времена мастерицы-вышивальщицы наносили на материал целые письма, которые читались по отдельным элементам и скрывали в себе тайну целых эпох и дух времени.
Например, если хотели пожелать здоровья или богатства, орнамент украшали плодами миндаля или зернами спелого граната, чтобы защитить от зла, изображали стручок перца, а в гуще листвы, среди распустившихся бутонов и грациозных виноградных лоз, изображались яркие птицы, которые олицетворяют семейное счастье.
Вековые традиции складывались так, что одежду всегда украшали национальные узоры. Женскую одежду дополняли подвесками и оберегами, по этим украшениям можно было определить её семейное положение. А тюбетейка являлась обязательным головным убором мужчины, ведь считается, что она защищает от злых духов.
Даже орнамент тюбетейки имеет свой скрытый смысл. Самой знаменитой является чустская. Ее четыре грани защищают владельца от злых сил со всех сторон света. Черный цвет обозначает космос и тьму. Перец калампир, вышитый белыми нитками по четырем сторонам убора, символизирует жизнь, семейное благополучие и уберегает от сглаза. 16 арок, нанесенных на нижнюю часть тюбетейки, подчеркивают цикличность жизни и смерти, а бараньи рога в арках означают силу и мужество.
Современный Узбекистан может гордиться своей древней историей. Невероятной красоты орнаменты таят в себе вековые тайны и олицетворяют поэтическую душу узбекского народа.