Вышивание принадлежит к самому известному виду народных промыслов в Узбекистане. Вышивкой украшались одежда, головные уборы, бытовые предметы и жилища.
Орнаменты сюзане отличаются глубоким смыслом: оно всегда имеет начало, и никогда – завершения. По древней традиции, в вышивке обязательно оставляют маленький незаконченный фрагмент, что добавляет загадок в и без того философский смысл изделий прикладного искусства.
Издревле умение вышивать ценилось на вес золота. Как только выяснялось, что девушка, в дом которой пришли сваты, владеет этим искусством, выкуп за невесту возрастал в 100 раз. Мастерицу даже освобождали от всех домашних обязанностей вплоть до воспитания детей – ее делом была вышивка.
Старинные узоры и техники шитья передавались от матери к дочери. Девочек обучали искусству вышивания с раннего возраста, стараясь сделать их хорошими мастерицами. Декоративная вышивка создавалась усилиями каждой отдельной семьи. Создание сюзане занимало от полутора до двух лет работы. Матери начинали вышивать приданое для своих дочерей, когда те были еще маленькими. Если семья не могла выполнить весь объем до свадьбы, они просили родственников и соседей помочь. Важно было заранее всё рассчитать и проконтролировать цвета вышивки, чтобы добиться идеального результата. Так, на отдельном полотне можно насчитать до 15 тонов.
Веками в Узбекистане складывались различные школы по искусству вышивки сюзане и оригинальным расцветкам: нуратинская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская, ферганская и бухарская.
Бухарские сюзане считаются одними из самых красивых в Центральной Азии. В этих искусных вышивках отражается бесконечная любовь к природе. Их узоры впитали в себя символы и формы разных эпох. Они отличаются богатством цветочных и растительных мотивов, которые передают бесконечную красоту окружающей природы. Например, изображение деревьев, цветущих кустов, гвоздик, тюльпанов, пионов и хризантем.
В Ферганской долине издавна живут и работают прекрасные мастерицы ручной вышивки. Их работы, часто выполненные на темно-зеленом или фиолетовом шелке, характеризуются легким, элегантным рисунком, свободно размещенным по незашитой поверхности фона. А основным мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.
Каждый регион Средней Азии имел свою визитную карточку и отличительные особенности изделий. Так, например, в самаркандских сюзане излюбленным мотивом являлось изображение яркой и многоцветной звездчатой розетки. Бухарские мастерицы при вышивании применяли так называемый тамбурный шов. В Ташкенте же господствовал строгий графический прием «гулкурпа». Однако виды сюзане настолько разнятся, что лишь специалисты могут определить, в каком регионе Узбекистана и по какому случаю оно было вышито. Фантазии художниц не просто превращались в цветущие ткани, они хранят свидетельство их таланта и самобытности. В сюзане сложена целая песнь о древней узбекской земле и о ее народе.