Сегодня исторические условия культурного развития узбекского народа играют особую и важную роль в декоративно-прикладном искусстве Узбекистана.
Ремесла эволюционировали от одного периода к другому, оставляя после себя уникальные изделия неизвестных художников, отличающиеся богатой фантазией и совершенством форм. По мере изменения социально-экономических условий в 20 веке, ремесленное производство постепенно отступило на второй план, уступив место местному промышленному производству.
Между тем наследие прикладного искусства в Узбекистане настолько велико, что его порой трудно осмыслить. В его числе ковроткачество, резьба по дереву, медная чеканка, узбекская керамика, куклы, текстиль, ювелирные изделия, вышивка, золотое шитье и многое другое. Эти искусства развивались на протяжении веков, опираясь не только на местные традиции, но и на народную мудрость, наследие, передаваемое из поколения в поколение, семейные и национальные традиции. Развиваясь, народно-прикладное искусство поражало художественной фантазией, богатством и уникальностью неповторимого этноса.
Одним из самых популярных видов народного прикладного искусства по праву считают вышивку золотыми нитями. Этот вид рукоделия был распространен во многих странах мира, включая Узбекистан. Однако особые техники вышивания и национальные узоры сделали узбекские изделия с золотым шитьем уникальным произведением искусства. Техника золотого шитья отличается от других видов вышивки по многим параметрам. Золотую нить сложно продевать сквозь материю, поэтому мастер должен нанизывать ее на ткань у самой поверхности. В то же время золотые нити не должны стираться. Этот трудоемкий и длительный процесс делает ручную золотую вышивку более дорогой и более ценной, чем машинная.
Схожий, а то и превосходящий по трудоемкости процесс, который также относится к одним из древних видов искусства – ковроткачество. Сегодня древние традиции узбекского ковроткачества возрождаются во многих районах Узбекистана. Яркие, оригинальные замысловатые узоры, оригинальное использование цвета, яркость и огромное количество вариаций рисунка – все это сделало местные ковры популярными во многих странах.
Такой же популярностью пользуется и узбекская керамика. На протяжении веков гончарное дело было самым высокоразвитым ремеслом в регионе. Для изготовления керамики использовалась глина, которая затем покрывалась глазурью и украшалась оригинальными узорами и орнаментами. Знаменитый представитель этого направления – риштанская керамика. Для нее характерна ярко-синяя глазурь из «ишкора», красителя из растительной золы.
Искусство всегда высоко ценилось в Узбекистане, ремесленники пользовались уважением, имели определенный статус в обществе. Расцвет промышленности временно затмил прикладное искусство, однако сейчас оно получило вторую жизнь. Сегодня в республике большое внимание уделяется мастерам и ремесленникам. Ценность наследия и традиционных культурных ценностей, а также поддержка мастеров получили приоритетную позицию в национальной политике. Возрождение традиционных ремесел – это часть осознанного стремления сохранить культуру родного Узбекистана.