Популярность узбекской вышивки объясняется не только местом, занимаемым ею в убранстве дома, но и сложившимися обычаями и обрядами. Сузани (от слова игла) преимущественно была распространена в городах и крупных селениях, торгово-ремесленных центрах древней оседлой земледельческой культуры Узбекистана, за исключением Хорезма. У городского населения вышитые вручную панно сузани были крупными, приспособленными к размерам жилища.
Цветочный орнамент, использованный в декоре сузани со своеобразным названием «рафида» или «рафидагуль», обозначал подушку, надеваемую на руку при изготовлении лепешек в тандыре. Изначально узор назывался по-другому, но со временем приобрел новое значение, связанное с ассоциацией мастериц схожестью узора с каким-либо предметом. Данный лиственный орнамент в виде извивающихся стеблей считался одним из излюбленных мотивов самаркандских мастериц-вышивальщиц.
Государственный музей истории культуры Узбекистана (Самарканд)