В джизакских сузани, подобно самаркандским, большую роль играют крупные розетки обрамленные в декоративный венок. Особенность джизакских вышивок — использование по углам узора туморча (амулет), игравшего охранно-магическую роль. Как отмечают некоторые исследователи, что такой тип композиции аналогичен с декором согдийских тканей, но без сюжетных изображений на фоне медальонов. По их предположению, круги на джизакских сузани, это олицетворение небесных светил связанные с астральным культом и со временем утратившие свое изначальное значение.
В композиции джизакских сузани обычно между крупными солярными мотивами добавляли изображение «калампира» (острого перчика), который удваивал силу оберега. Так как, по словам местного населения, жгучие перчики, или букеты из них, обладали магической силой отпугивать духов – джинов, албасти и др. До сих пор в некоторых традиционных узбекских семьях сохранился обычай вешать у порога, или в углу гирлянды из перчиков.
Государственный музей искусств Узбекистана