Одним из видов вышивки, характерного для родоплеменных этнических групп (кунграты) южных регионов Узбекистана, является бугджома. Бугджома была широко распространена среди кочевых тюркских народов и изначально изготавливалась с использованием ковровой техники или прочных шерстяных материалов. Это было связано с необходимостью использования износостойких материалов для создания тяжелых тюков одеял и прочих пещей, которые часто перевозились во время миграций. Бугджома являлась частью комплекта текстильных изделий, которые укладывались друг на друга в жилищах полукочевых узбеков. Этот комплект, заполненный вещами и одеялами, имел общее название «джук» или «юк».
Бугджома занимала место над напрамачом, выполнявшим функцию сундука, а сверху находилась открытая стопка одеял (тушак). Когда бугджома была заполнена одеждой и материалами, она называлась «бухча» или «бугча» (свёрток). Несмотря на большие размеры бугджома, ее декор состоял из вышитого угла. В основном вышивались две боковые каймы и сегмент угла бугджома, поэтому декор имел форму треугольника. При сворачивании одеял вышитая треугольная композиция оставалась видна, придавая нарядный декоративный характер стопке одеял в интерьере юрты или позднее — стационарных жилищ. Форма треугольника, являющегося древнейшим символом оплодотворения и оберега, который встречается во множестве треугольных амулетов — туморах, могла ассоциироваться с его сакральными значениями. Однако к концу ХХ века эстетическое значение стало более важным. Орнаментальный узор бугджома состоял из зооморфных, космогонических и растительных элементов, свойственных номадической культуре.
Частная коллекция